Для ценителей живых вещей (kate_kite) wrote in textile_design,
Для ценителей живых вещей
kate_kite
textile_design

Артпротис - разновидность нетканого гобелена.

Хочу поделиться с вами своей находкой - любопытной техникой работы с шерсти.

В прошлом году, гостя у знакомой чешки, я заметила на стене интересную картину, сразу распознав, что сделана она из моего любимого материала - из шерсти. Все полотно картины было простегано тонкими нитями, издалека совсем незаметными. 


Hana Langova-Vepekova

Позже мне посчастливилось познакомиться и пообщаться с автором этой картины - пани Тласкаловой (к сожалению, ее работ в интернете я не нашла). От нее я узнала, что техника эта называется артпротис. Изобретенная и запатентованная в 60х годах в Чехословакии она вызвала большой интерес любителей текстиля, особенно на выставках EXPO 1967 в Монреале и 1973 в Осаке.


Ilda Pitrovа

Суть техники такова - на текстильную основу раскладываются тонкие пласты цветной кардочесанной шерсти, интенсивность цвета и плавность переходов зависят от толщины слоев. Кроме шерсти используются включения различных тканей, кружева, волокон и пряжи. Затем вся площадь фиксируется на специальном станке тонкими полупрозрачными нитями.  Техника позволяет создавать полотна различного масштаба - от небольших интерьерных картин до театральных занавесов.

UPD Особенность этой техники в том, что простегивание позволяет использовать не только шерсть и пряжу, как в иглопробивной технике, а включать в полотно ткани, кружево, ленты и другие материалы, которые бы повредились на иглопробивном станке. Рассуждаю чисто теоретически, надеюсь, знающие люди меня поправят, если я не права.



Dagmar Mrkova (фрагмент)

Эту технику некоторое время преподавали на текстильных факультетах вузов Чехии, картинами, созданными в этой технике украшены холлы местных театров и различных учреждений, множество их находится в частных коллекциях. Насколько мне известно - на сегодняшний день в Чехии остался всего один станок для артпротиса, техника постепенно уходит в историю. 

Покажу несколько работ Ренаты Филиповой, ее артпротис мне очень понравился.

Tags: картины, текстиль, шерсть
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments
Вообще-то эта техника и сейчас преподаётся в Москве, в Строгановке:) Вот только, когда делали на практике эти работы (у нас стоит этот станок в универе) никаких "невидимых " нитей не было:) Это принцип как в синтепоне,иголки прибивают двуг к другу волокна,а не пришивают... По крайней мере вся моя группа такого мнения :)
Я в курсе про Строгановку и про иглопробивную технику. Я хотела рассказать именно про нитепрошивную технику, у нее, по-моему, есть свои особенности - например иглами без нитей не прибьешь успешно ткани и кружево, а такие включения очень обогащают полотно
у нас эта техникак как раз и называется арт-протис.
Необыкновенно прекрасно получается!
согласна, Юля! спасибо
Катюш, я тут во время занятий совершенно иначе взглянула на возможности иглопробивной техники!
Одна из наших преподавательниц, Дебора (она преподает вышивание), использует иглопрбивную машинку для всего чего угодно: прибивает такни-кружево-тесьму вне зависимости от состава. Я тоже поэкспериментировала с этим - возможностей море!
Другое дело, что если ты прибьешь синтетику к синтетике, то держаться это будет слабенько, для одежды не пойдет. А для панно - запросто!
Спасибо за информацию, дорогой Йожик! Я предполагала, что зубастыми иглами кружево и ткань повредится сильно, нет?
Конечно, повредится, еше и как!
Но при этом ткань приобретает совершенно новую текстуру, что можно использовать :)
То есть из голимой синтетики сделать что-то невероятное!
Например, очень прикольно ведет себя дешевая синтетическая органза :)
А ведь действительно , почему бы ее не повредить до неузнаваемости...
Ия Озерова рассказала о Каплевиче и его "пророщенных тканях" , секрет которых он не раскрывает - "Проращивание" тканей - это переход одного материала в другой путем высокомолекулярного метода обработки без применения химии." Но мы то знаем... http://spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/10409_zhivye_tkani_pavla_kaplevicha
Еще Ия тебе привет передает
Ой, спасибо огромное!
Ия - чудесный человек и невероятный мастер! :)
Хм, интересно было бы вживую взглянуть на эти пророщенные ткани! Возможно, это не только иглопробивная техника. Имитация меха животных наталкивает на использование ковровой вышивки - помнишь, я делала подушки с мхом и на МК покаазывала?
И потом, бить иглами раритетные ткани времен Ивана Грозного - мне кажется, варварство.
А что сама Ия говорит по этому поводу?

Формулировка просто порвала!
Я вот думаю привлечь мужа к придумыванию заковыристых формулировок - он пректы всякие исследовательские пишет, а там это обязательно, вот руку и набил. Надо будет попросить, чтобы сформулировал что-то эдакое по поводу тех же сеток :)))))
ага, твои живые сетки, которые растут и переплетаются ... как плющ :) По поводу ковровой вышивки - ты пошла дальше чем Каплевич :) мех он делает плоский, насколько я поняла безворсовый, там фотки шкур леопардовых, рассмотреть подробно конечно не удается. А посмотреть хочется.
Диалог с Ией тут http://www.livemaster.ru/topic/105922-artprotis-raznovidnost-netkanogo-gobelena
А вот если между слоями синтетики проложить тоненький слой шерсти, то все будет держаться! ))) Шерсть - связующая основа для самых разных текстур.
Я на этой машине наэксперементировалась вволю!
здорово как! а фоток никаких нет? очень любопытно!
Стопудово! :))))
Я с подачи Деборы с чем только тоже не баловалась! :))))